А помните, с пластинки, вот это замечательное?
Роса опадает, и небо высоко, Осенние воды чисты.
В пустынных горах, в одиночестве, ночью, Страшится душа темноты…
Нет, не можете вспомнить? Да как же так?
Впрочем, увы, этого не слышал и я, как не слышали и остальные миллионы слушателей. Эта песня должна была быть, но так и не зазвучала, осталась лишь в голове маэстро, разве только, единицы близких людей слышали исполнение под рояль. Стихи древнего китайского поэта Ду Фу. «Ночью в лодке», после долгих поисков удалось таки найти хотя бы её название в одном из интервью. Правда, в собрании сочинений китайца под таким названием другое стихотворение:
В лодке с высокою мачтой Тихою ночью плыву я.
Гладя прибрежные травы, Легкий проносится ветер.
Мир заливая сияньем, Светит луна, торжествуя,
И над великой рекою Воздух прозрачен и светел.
Если бы литература Мне помогла хоть немного:
Освободила от службы - Вечной погони за хлебом.
Ныне ж мое положенье Схоже своею тревогой
С чайкой, которая мечется Между землею и небом.
Никак не могу себе это представить в виде песни. Очень похожее, то, что я привёл в начале, как-то ближе. Хотя на то и композиторское волшебство, чтобы заставить зазвучать текст совершенно по-новому. С другой стороны, с такой литературной темой песня вполне бы годилась для эпилога – созвучно с таким же литературным вступлением.
Останутся все эти маленькие загадки так и не раскрытыми, похоже. А казалось бы, маэстро жив-здоров, мог бы рассказать. Увы, прочтение массы интервью показывает, что вряд ли… То, что маэстро хотел сказать, он уже сказал, а от вопросов, на которые не хочет отвечать, уходит, вроде бы очень мягко и тактично, но так, что собеседнику больше не хочется спрашивать глупости… Есть много объяснений тому, что Давид Фёдорович неохотно рассказывает про времена работы над ПВМП. Была история разрыва с первой женой, Татьяной Сашко, принимавшей активнейшее участие в работе над пластинкой. Похоже, что тяжёлая была история, раз уж даже с дочерью ДФ не общается… Другое – что не отменяет первого – просто это было очень давно. Я сам по себе уже вижу, в возрасте, ещё достаточно далёком от седин ДФ, уже делю прожитую жизнь на несколько разных. Из прошлых жизней ранние уже так далеко и в таком тумане. А после началось новое, родились новые интересы и увлечения. «Мне это сейчас не интересно» - так заявляет маэстро. Что ж, может, и так. Лукавит – не лукавит? Ведь огромное большинство поклонников искренне считает "По волне моей памяти" лучшим из созданного Давидом Тухмановым? Неужели это не понятно ему самому? Наверное, понятно, но что с того толку? Не интересно.
Вообще, в карьере ДФ всяких побочных творчеству загадок хватает. Например – ни одной песни маэстро не исполнила АБ Пугачёва. Вообще никаких следов соприкосновения ведущего песенника с лидером советской попсы. Сей факт, на мой взгляд, наносит на портрет ДФ весьма красочный и позитивный мазок.
Ну ладно, вернёмся к китайцу Ду Фу. По тем временам модный в узко-интеллектуальной среде поэт, типа Омара Хайяма для высоколобых. Чем-то текст Ночью на лодке Сашко с Тухмановым привлёк. Переклички с водной темой, туманом, кувшинками и тростниками из Сентиментальной прогулки. Там – тоска, и здесь тревога. Здорово! Но – пораскинули мозгами и поняли, что и так-то пробить запись будет очень непросто, а тут повод худсовету прицепиться – Даманский, напомню, случился в 69-м, совсем недавно. Ведь каких только ассоциаций и аллегорий не всплывало в воспалённых мозгах идеологических инстанций в те времена!
Ну вот и зацепочка поговорить о структуре альбома. Итак, делаю предположение, что китайская композиция должна была по первоначальной задумке завершать сюиту. А что вообще было – в начале, в конце, в середине? О! Там такое! Хирурги-аналитики разъяли скальпелем гармонию вдоль, поперёк и наискосок. Нарисовали круг, вписали в него квадрат, вычислили внутренние и внешние радиусы и хорды, определили видимое и скрытое дно. Ещё немного – прочитать в этой картинке скрытые масонские знаки, а потом прослушать диск задом наперёд… Это не я придумал, а народ на полном серьёзе такими штуками балуется.
Но и в реальности чёткая структура у альбома, конечно же, имеется. Вот вступление-заключение. Волошин – Мицкевич. А задумывалось (моя гипотеза) – Волошин – Ду Фу. Отчего у меня такое чувство? А оттого, что с самого первого прослушивания пластинки, Венок (Последний подарок) мне показался чужеродным. Как искусственная вставка. И аранжировки бедней кажутся, и музыкальное сопровождение скупым, как бы по остаточному принципу. Я и не слушал его почти никогда, выключал проигрыватель сразу после Ахматовой. Тогда логичным получается, что записывали Венок несколько позднее всего остального, и вокальная группа сменила состав. А кто бы мог спеть Ночью в лодке? Можно бесконечно перебирать всех тогдашних молодых исполнителей. А вот хотя бы, Саша Лосев? Почему нет? Хотя, Цветы – территория другого Мастера, Сергея Дьячкова. Сюжет для фильма нон-фикшн конца 21-го века, к столетнему юбилею пластинки…
|