Эльфрида Елинек – австрийская писательница получила по совокупности. В сети нашел единственную ее книгу, зато, как пишут литературоведы одну из самых характерных для ее творчества – «Любовницы» 1979 г. Книга очень выпуклая, до предела схематичная, практически вся состоящая из штампов, пропитанная самой злой иронией на современную реальность, как социальную, в их собственном европейском контексте, так и сексуальную. Говорят, книга очень много теряет в переводе на любой язык, так что знатоки немецкого полакомятся больше. Впечатление, что сама писательница безусловно талантлива, но энергия ее феминстского пафоса несколько уводит ее как от литературы, так и от адекватного восприятия самой реальности, это как карикатурист, вроде бы и художник, а вроде… вспоминается не Мария Арбатова, а Новодворская, по степени зацикленности на одном. Почему дали нобелевку, не знаю, не литератор и не политик, но прочесть советую, ниже выдержки и аттач книги:
В ответ на:
прямо посреди этой прекрасной страны прекрасные люди построили фабрику. её алюминиевая крыша выгибается, отлично контрастируя с лиственными и хвойными лесами вокруг. фабрика пригибается перед ландшафтом. хоть у неё и нету поводов пригибаться. могла бы спокойно выпрямиться во весь рост. как хорошо, что стоит она здесь, где всё так прекрасно, а то могла бы стоять там, где не всё так прекрасно.
окна моют в основном женщины, машины – мужчины
хайнц зачастую задаётся вопросом, что бригитта может ему предложить. хайнц зачастую забавляется мыслью взять другую, у которой есть что предложить, например, наличность или помещение для соответственного предприятия. бригитта может предложить своё тело. кроме её тела на рынок выброшены массы других телес. единственное, что сопутствует бригитте на этом трудном пути -- это косметическая индустрия. и ещё текстильная.
у бригитты есть две груди, две ляжки, две ноги, два бедра и одна пизда
дома бригитта не помогает, это означало бы вкладывать капитал и рабочую силу в малый бизнес, заранее обречённый на крах и терпящий убытки. бесперспективно. безнадёжно. лучше бригитта внесёт инвестицию с расчётом на выплату. в виде совершенно новой жизни. поскольку мозгов у бригитты маловато, исход не очевиден.
будущее -- это экстра. много его не бывает
алкоголики они все. работая на лесопилке, они заняты трудным и опасным делом, с которого зачастую не возвращаются. потому они ужасно торопятся жить, пока молоды, ни одна девушка старше 13 от них не застрахована, начинается всеобщий забег, и рога отшибаются, каковой процесс сотрясает всю деревню. процесс грохочет по всей долине. по окончании молодости молодые люди берут к себе в дом прилежную, экономную жену. конец молодости. начало зрелости для женщины -- конец жизни и начало детей. пока мужчины красиво взрослеют и начинают стареть и пробавляться алкоголем, который сохранит их силы и оградит от рака, их жёны иногда годы и годы борются со смертью, иногда так долго, что присутствуют и при смертной борьбе своих дочерей
потому что вот они, священники, учителя, фабричные, жестяники, плотники, слесари, часовщики, мясники! и коптильщики! и многие другие, и мн. др. и всем им непрерывно нужны жёны, которых они используют, но сами они ни за что не хотят купить использованную жену и использовать её дальше
использованных женщин берут редко, и если кто вообще берёт -- так это первый пользователь
паула держится за кожаную сумочку, которая лучше, чем пластиковые сумки товарок. другие женщины держатся за своё обретённое знание мужчин, которого у паулы ещё нет.
мужчины могут быть свиньями, а могут и наоборот. что такое свинья наоборот?
теперь в голове у паулы порядок навести сможет только бетономешалка
её зубы отчётливо скрипят от ненависти
сама она никогда б не поверила, что в её обычной гостиной с кухней в нише когда-нибудь появится мужчина, который будет выглядеть, как опасная пантера в опасных джунглях
если бы у эриха была свобода выбирать между паулой и мотоциклом, он бы взял мотоцикл
хайнц всевозможными способами ищет твёрдой связи надолго и всерьёз избежать. для хайнца ребёнок был бы палкой в колесе, обузой на шее, камнем преткновения на пути в сторону многообещающего развития: предприниматель. бригитта хочет заполучить это внутрь и чтобы оно там осталось, а не вытекло наружу, неиспользованное, бессмысленное и лишённое будущегоблагодушно отвечает хайнц на приставания бригитты … хайнц не спеша возлежит на бригитте всей полнотой своего тела и делает перерыв … хайнц похрюкивает и перевёртывается в бригитте туда-обратно … то, что он делает, не задумано как увертюра для бригитты, просто хайнцу надо сперва как следует завестись, прежде чем он будет готов к финалу … хайнц трахается так, что у него в брюшной полости все кишки идут кувырком. таков его темперамент. бригиттино удовольствие может подождать, она получит его пусть позже, зато надолго и всерьёз. любовь проходит, а ЖИЗНЬ остаётся
эрих в этот момент, как и всегда, думает о головке распределителя, смесителе и выхлопной трубе, которые он вообще-то в любом случае не в силах отличить друг от друга, а потом эрих без всякой паузы, хоть это и тяжело, переключается на мысли о наружной стороне дела: о кузове, об использовании руля и процессе передвижения. а паула тем временем думает за двоих и всё дальше и дальше, как в фильмах с продолжением, уже не о любви и том, что при этом происходит и изменяется в физиологии, а о новой квартире, детях и кофе со взбитыми сливками для ДРУГИХ, которым пауле будет что ПОКАЗАТЬ.
эрих это примерно то же самое, что отец или брат или зять паулы, нечто, раздающее побои и напивающееся, даже если у него и не было пока случая этим заняться, скорее он сам получал побои; но что если у него вскоре появится такой случай, то есть, жена, о чём он пока не подозревает. побои могут быть развлечением, о чём эрих пока не подозревает.
|