nasa_astronaut
( )
21/02/2007 17:43:12
Про это самое альтернативное кино (+)

Голая правда о «танцующих в темноте»

На киностудии «Новый курс» снят фильм о пермских стриптизершах

Испанский кинорежиссер Педро Альмодовар в статье «Как добиться славы в мировом кинематографе» дал универсальные советы начинающим критикам. Так, оценивая премьеру очень молодого режиссера, следует говорить: «Фильм так и дышит свежестью». Автор дебютного фильма « Cool . Танцующие в темноте » Семен Соснин, оператор киностудии «Новый курс».
- Двадцатитрехлетняя Ляля, профессиональная танцовщица стриптиз-шоу с шестилетним стажем, достигла самой высокой профессиональной ступени, - рассказывает о сюжете своего фильма Семен Соснин, - руководит отбором девушек и обучает начинающих танцовщиц, организует и проводит выезды по заказу в другие развлекательные заведения.
- Почему ты выбрал для документального кино тему стриптиза?
- Первоначально мы хотели снять фильм о двух персонажах: художнице и стриптизерше. Конфликт фильма заключался бы в следующем: один герой обнажает в своем творчестве душу, а другой – тело, причем за деньги. Но когда мы приступили к съемкам, стало ясно, что художница в качестве героини для документального кино не подходит. Она оказалась тихим домашним существом с невысоким уровнем жизненных притязаний. В творчестве она, скорее, решает свои личностные проблемы. С танцовщицей Лялей я познакомился прямо на съемочной площадке и сразу понял: она идеальная героиня для фильма. Она была готова к диалогу и на самые каверзные вопросы отвечала откровенно. Такой герой – вызов съемочной группе.
-Мне показалось, что в итоге получился авторский фильм, выходящий за рамки собственно документального кино.
- В процессе съемок для меня было очевидно, что могло получиться два фильма: один публицистического характера, другой – авторский. Например, я отснял массу монологов героини, в которых она раскрывала технологию «танцующих в темноте». В итоге мог получиться фильм о психологии современного мужчины. Но я снял арт-кино с минимумом деклараций, построенном на пластике и движении.
-Как происходили съемки?
- Героиня фильма заезжала за мной на своей «Оке», и мы ехали на съемку. Так было отснято семь часов материала, из которого в итоге я смонтировал 26-минутный фильм. В это же время я много снимал зимний город.
-Что символизируют эти зимние вставки с гламурной рекламой и видеориликами в фильме о стриптизе?
- А что такое красота? Ведь люди покупаются на иллюзии, обман. Ты идешь по городу и видишь на рекламных плакатах раздетых девчонок, которые каждую секунду предлагают что-то купить, куда-то зовут, что-то обещают… А в реальности идет снег, люди одеты в шубы, стоят автобусы. Для меня это и был конфликт. Реально мы живем в одной ситуации, а на экране создается другой, иллюзорный, мир, на который тратятся огромные средства и силы. В этот виртуальный мир стремятся попасть красивые девушки. Вот и выходит, что имитации, которые нам показывают в рекламе, реальнее самой жизни. Вот этот конфликт я и исследовал.
-Почему в фильме не показана работа танцовщиц?
- Соотнося сцены с гламурной рекламой и жизнью «танцующих в темноте», зритель сам делает вывод: стриптиз – это такая же имитация красоты и чувств, которую нам показывают в рекламе и голливудских фильмах. Кстати, об этом говорит и героиня фильма в эпизоде, когда обучает «основам профессии» молодую танцовщицу. Механизм стриптиза очень похож на рекламу: и здесь, и там нам предлагают иллюзию («обладай мной!»), но в конечном итоге себя не отдают. Это и есть механизм рекламы – торговля желаниями. Сегодня это самая востребованная продукция. Этим и объясняется отказ от съемок танцовщиц «в деле».
-Ты сознательно отказался от оценочных выводов «танцующих в темноте»?
- От предыдущих работ у меня осталось такое ощущение: человек, который приходит с камерой в чужой мир, не имеет права диктовать свои условия. Это добровольное решение героев, которые сами решают, что можно, а что нельзя снимать. Тем более речь идет о достаточно интимной сфере жизни. Если я приду на съемочную площадку с готовыми концепциями, то стану режиссером, который знает, чего он хочет, и люди будут не раскрывать себя, а выполнять мои замыслы. Таким образом, я точно так же буду делать то, что делают в рекламе, – создавать иллюзию. А мне это неинтересно.
-Поэтому в титрах ты не указываешь, что являешься сценаристом и режиссером?
- Совершенно верно. В титрах написано «Семен Соснин – камера, монтаж». На съемочную площадку я прихожу потому, что мне интересны люди. И в этой ситуации я в таком же положении, как они. Я показал тот мир, который существует рядом с моей героиней, свидетельствовал о нем как полноправный его участник. С моей точки зрения, только такие высказывания могут быть честными.
-Что ты понял о стриптизе за время съемок?
- Для меня было откровением, что большинство стриптизерш мало того, что имеют высшее образование, они еще и будущие управленцы – бухгалтеры, экономисты, финансисты. Впоследствии они будут «тащить» предприятия, формировать наш завтрашний мир. Да они и так уже это делают. Кстати, многие уходят из вполне денежных профессий, чтобы выразить себя в танце. И большинству девушек не нравится танцевать в стрип-барах, потому что публика не может по-настоящему оценить их искусство. Большинство мужчин приравнивают стриптиз к дешевой обнаженке и проституции. Но все это осталось за кадром, потому что это тема другого фильма. И возможно, такое продолжение появится.
-Что означают последние кадры фильма с уходящим поездом?
- Круговая панорама – последний аккорд, объединяющий все городские вставки этого фильма. А что касается уходящего поезда, то уже после съемок я узнал: Ляля ушла из этого бизнеса и стала секретарем в одной очень престижной фирме.
-Видела ли фильм твоя героиня?
- Да, после просмотра фильма она сказала, что « Cool . Танцующие в темноте » – это цветы на могилу ее прошлой жизни.

Семен Соснин - актер, режиссер, сценарист любительских кинофильмов и клипов. С 1995 года - видеооператор-любитель (рок-концерты, home video и пр.). С 2001 года работает DV–оператором на киностудии «Новый курс». « COOL . Танцующие в темноте » - дебютная документальная работа автора.



Cool. Танцующие в темноте
Производство: Новый курс
Жанр: Документальный
Хр.: 26 мин.
Режиссер: Семен Соснин
Фильм был показан в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Флаэртиана» в мае 2006 г.