|
|
|||||||
автор сценария О.Агишев режиссер А.Осипов Россия,2004г. Это фильм,конечно,непосредственно о Цветаевой,но поднимаемая здесь тема гораздо более глобальна.Тема эта заключается в следующем:каждый выдающийся поэт(в данном случае ,видимо,гениальный) отличается уникальной манерой или стилем,которая,в первую очередь,является не следствием образования,воспитания и др.,а следствием его внутренней природы и сугубо индивидуального мироощущения. Каждый художник не просто мучительно,по крупицам создает свое внутреннее "я",которое всячески пестует и лелеет,но и отчаянно защищает его от любых внешних посягательств со стороны государства,улицы и даже собственной семьи.Качество такой брони во многом предопределяет качество духовного наследия,но имеет четкий общественный негатив культурно определяемый как "отчужденность художника",иногда "эгоистичность". Внутренняя природа М.Цветаевой имела тяжелую наследствееность по материнской линии.С одной стороны- истинная интеллигентка,образованейшая женщина,а с другой- несостоявшаяся пианистка,психологически неустойчивый человек,рано ушедший непримиренным,отвергнувший последнее причастие.Но она успела дать двум дочерям такое домашнее образование,что Марина в 7 лет уже писала стихи по русски,по немецки и по англйски.По- видимому,также сильно способствовало формированию внутренней природы отсутствие духовной близости с отцом,неистовая богемная тусовка,а затем связь с такой аддиозной фигурой как М.Волошин.Флирт,высокие чувства,кидание в немыслимые крайности постепенно становится тем необходимым звеном внутренней природы,той атмосферой без которой дальше для нее немыслимо и невозможно творчество.А пишет она непрерывно...Даже,будучи уже замужем,с двумя малолетними детьми,Цветаева беспечно сплавляет их в приют,и мало интересуется их судьбой(как результат младшенькая умирает от слабости и недоедания,а старшую едва удается спасти).Примеров вопиющего не просто черствого,а жестокого обращения Цветаевой с близкими приводится предостаточно,взять хотя бы ее постоянные ураганы с новыми любовниками(и любовницами) невзирая на мужа с поэтическими дифирамбами в адрес избранника(С.Эфрон вел себя,кстати,очень достойно - на все замечания в адрес Цветаевой он отвечал примерно так:"Моя жена,Цветаева Марина Ивановна,-поэт и к ней нельзя подходить с обычными мерками...").А затем очередной разрыв и новые стихи,но уже просто уничтожающие...Жестокость,кстати,последовательно прослеживается и к себе самой-она упорно не желает менять образ жизни несмотря на бедственное материальное положение(просит подругу прислать ей платье из Праги,т.к. не в чем пойти на собственный творческий вечер в Париже)и разваливающуюся семью(дочь уходит из дому после очередной цветаевской истерики).Она просто одержима,зомбирована своими стихами.Создается впечатление,что окружающая мрачная действительность это вообще идеальная среда для ее творчества,для ее вдохновенных,немыслимо противоречивых,гордых и неукротимых стихов.Домашние,кроме мужа, открыто упрекают ее в эгоизме и самодурстве,ведь Цветаева нигде не признана(ни в СССР,ни в Европе).За что им все это?!Но главные удары их всех еще ждали впереди.В СССР(Цветаева единственная не хотела ехать-имела Предчувствие...) ее дожали.Арест дочери,сестры,мужа...ярлык-жена немецкого шпиона(после этого она не могла устроиться посудомойкой в писательскую столовую,т.к. проявили бдительность писательские жены...)...интернирование в Елабугу(там все то же самое,а работа нашлась стирать белье местному участковому...)...полное отчуждение,наверное,самого близкого человека-родного сына(не пришел на похороны матери и некому было получить документы на могилу,в результате могила неизвестна...).Вот и пригодилась пеньковая веревочка Пастернака,которой он помог перевязать старый чемодан со сломанными замочками... Фильм стоит многих и многих книг о Цветаевой.В нем есть все - и великая трагедия и не менее великая логика(фатальная предрешенность,что ли) судьбы Марины и ее близких.Она жила только ради своих стихов и ни она сама бы никогда не только не отступила от этого,но никому бы никогда не позволила отступить или помешать ей.Считала ли она себя великим поэтом,несмотря на всеобщее непризнание?Безусловно,да.Это ее очень поддерживало. Она не ошиблась. |