|
|
|||||||
В общем и целом - диск "Как прекрасен мир" не из тех, что хочется слушать сейчас. Но, по словам самого маэстро "он послужил толчком для серьёзной работы над следующей пластинкой, ей было посвящено два года, все композиции создавались специально в расчёте на эту пластинку". Что произошло в творческой жизни композитора за время с начала семидесятых до рубежа середины десятилетия? Самое главное - он стал Членом Союза Композиторов. В 1971, если не ошибаюсь. Это давало в СССР очень много возможностей. Вот тут же ДФ ими воспользовался, и выпустил экспериментальную пластинку. Во многом остался ею недоволен: "Наверное, в этой пластинке, на современный взгляд, масса несовершенств: примитивна техника записи, слаба ритмическая секция в инструментальном составе, отдельные певцы явно выпадают из общей стилистики. В то время я и сам не понимал, что нужно для этого диска - ведь идея целостной музыкальной композиции, сюиты, родилась спонтанно, уже в процессе работы. Я впервые столкнулся с тем, что композиции, поставленные в определённой последовательности, записанные с соблюдением стилистического единства, дают автору неведомые доселе средства воздействия на слушателя и в конечном счёте позволяют полнее выразить себя." Весь этот опыт неудач был переварен, и итог работы оказался просто грандиозен. Вот он, эффект синергии в крайне показательной форме - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, существенно превосходящий эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Путь с 72-го по 76-й был для маэстро непростым. Из многого всякого разного стоит выделить успех, приведший к серьёзным проблемам с соввластью - песни "Эти глаза напротив" и "Восточная песня" для Валерия Ободзинского. Пришлось серьёзно отбиваться от наездов. Самым насыщенным был решающий год работы над ПВМП - 1975. Можно лишь удивляться энергии маэстро и его многогранности (кто-то сказал бы, всеядности ). Нет сомнения, что основная работа шла над ПВМП, туда уходили главные творческие силы. Но был ещё и "День победы", написанный легко и быстро - однако же, после неудачи с премьерой песни на первомайском концерте, почти весь год это висело и давило тяжёлым грузом. И вот - подарок ли небес, нежданная удача - решительный поступок Льва Лещенко, осмелившегося исполнить песню на живом концерте ко Дню милиции, что шёл на ТВ в прямом эфире (исключительная редкость для тех лет). И триумф песни. Там много всего, подводных течений, подковёрных хитросплетений, но результат для нас таков, что маэстро получил своего рода карт-бланш. И худсовет на фирме Мелодия на сдаче пластинки "был настроен либерально" - ну а было ли такое возможно просто так в те времена? Вопрос риторический И было ещё одно - уж если сейчас постоянно ссылаются на Битлов, которые, якобы, оказали решающее воздействие на Тухманова. Конечно же, он их слушал, конечно же интересовался. Но мне кажется, что всё это было раньше, в шестидесятых. Давид Фёдорович, должно быть, уже тогда понял, что не успел, не успеет, и нету возможности это сделать в советской реальности. Его слова о том, что рок-музыка - музыка авторская, рок-музыкант должен исполнять свои сочинения, и если исполнители поют и играют что-то чужое, это не рок-музыка. А сам? Как-то он говорил, что природа не дала мощного голоса, но петь-то он в принципе любит, и вполне бы мог, наверное. Вот сейчас уже, за рубежом семидесяти лет, он себе позволил. И надо сказать, весьма неплохо. Но рок-музыка - это для молодых. Те самые шестидесятые - вот то время, что Тухманов упустил. А его практически ровесник Пол Маккартни замечательно использовал. В 1975-м выходит скромная пластиночка ВИА Лейся песня с четырьмя песнями Давида Тухманова - Песенка про сапожника, Объяснить невозможно, Не знаю что и думать мне, Ты не забудешь обо мне. В те времена у меня никаких мыслей не возникало, хотя песни понравились и запомнились. Не супер, но вполне съедобно. И вот сейчас снова решил послушать - блин, да это Вингз какой-то. Ну да, именно маккартниевские Крылья, альбом 73-го Band On The Run. А в 75-м тоже очень созвучный Venus And Mars. Вот не отпускает мысль, что маэстро так поиграл, выслал мессидж - вот, типа, могу и я, но чего уж там... главное готовился сказать в будущей пластинке. Ну вот выложу для желающих послушать. Надо помнить, что много чего в то время было просто нельзя. Например, гитарное соло, всякие фуззы и прочие "извращения" в звучании инструментов. Поёт тот самый знакомый нам хулиган Влад Андрианов. |